58

Эрнест Хэмнгуэй. 13 уроков из его биографии.

Я изучаю жизнь тех писателей, которыми увлечен не менее, чем их творчество.
Для меня именно в жизненных перипетиях, проблемах и решениях конкретного человек кроется не меньше, чем в мыслях, которые они после изливают на бумагу.

Эрнест Хэмингуэй пишет во время сайари в Африке.

Эрнест Хэмингуэй пишет во время сайари в Африке.

Жизнь Хэмингуэя говорит о его подходе к писательскому ремеслу больше, чем само творчество.
Но чтобы это не было скучным — я решил написать о нём в форме уроков — те уроки, которые я вынес для себя из жизни Хэмингуэя. Их у меня собралось целых 12.

Сразу оговорюсь. Жизнь у каждого своя и то, что работает в жизни у одного человека совсем необязательно будет работать и в жизни другого. К примеру, Хэмингуэй начинал с рассказов и журналистики, но я могу сходу привести 5 успешных авторов, которые не пробовали ни того, ни другого. И это не помешало им.

А потому воспринимаейте это как сугубо субъективные уроки от Эрнеста Хэмингуэя.

1. Начинайте с журналистики и выполняйте самые мелкие задания

Канзас Сити и Торонто. 1920 год. Соединенные Штаты и Канада на подъеме, здесь нет призрака большевизма и Первая Мировая отгромыхала далеко. А потому и все сферы общества процветали.
Среди них известная в то время газета «Канзас Сити Стар». Много лет спустя Хемингуэй объяснял: «Я хотел работать в «Стар» потому, что считал ее лучшей газетой в Соединенных Штатах».
Канзасская «Стар» действительно в те годы была одной из лучших газет Америки. В ней начинали свою деятельность многие известные впоследствии журналисты и писатели.

Первым человеком, с которым столкнулся Эрнест в редакции, был Пит Веллингтон. Начинающие репортеры находились у него в подчинении.
Прежде всего Пит Веллингтон положил перед новым сотрудником длинный лист бумаги, на котором было отпечатано 110 параграфов, и объяснил ему, что это «Правила» газеты, составленные ее основателем и хозяином полковником Уильямом Нельсоном.
Эрнест прочитал пункт первый: «Пиши короткими предложениями. Первый абзац должен быть кратким. Язык должен быть сильным. Утверждай, а не отрицай». Что ж, над этим стоило подумать.
Пункт третий: «Избегай обветшалых жаргонных словечек, особенно когда они становятся общеупотребительными». Ничего не скажешь, наверное, это правильно.
Пункт двадцать первый: «Избегай прилагательных, особенно таких пышных, как «потрясающий», «великолепный», «грандиозный», «величественный» и тому подобное».
И так сто десять пунктов, включающих правила орфографии и пунктуации. По тону Пита Веллингтона и всему его виду можно было понять, насколько серьезно относятся в редакции к этим «Правилам». Впоследствии Хемингуэй вспоминал: «Они давали вам эти правила, когда вы начинали работать, и после этого вы отвечали за знание их, как если бы вам прочитали устав военно-полевого суда».

В Канзас Сити Эрнест проходит серьезную газетную муштру. Первый месяц он проходил испытательный срок — брался за любой вызов и писал обо всём. Товарищи вспоминали потом, что к каждому тексту Эрнест подходил очень тщательно и даже над одним абзацем мог сидеть бесконечно долго.

Это была отличная работа для будущего писателя. В 1952 году Хемингуэй вспоминал: «Я отвечал за небольшой район, в который входили полицейский участок на 15-й улице, вокзал Юнион-стейшн и Главная больница. В участке на 15-й улице вы сталкивались с преступлениями, обычно мелкими, но вы никогда не знали, не натолкнетесь ли на крупное преступление. Юнион-стейшн — это все, кто приезжал в город и уезжал из него… Здесь я познакомился с некоторыми темными личностями, брал интервью у знаменитостей.

В канзасской «Стар» Эрнест проработал всего семь месяцев, но приобрел он там немало. Вспоминая в 1940 году об этом периоде своей жизни, он говорил, что научился тогда рассказывать просто простые вещи. А ведь это и стало его писательским принципом, который он потом не раз высказывал — писать просто о простых вещах.

2. Вначале рассказы

Эрнест Хэмингуэй не писал больших книг очень долгое время. Несмотря на то, что взялся за перо он еще в 12 лет, по-настоящему серьезную и большую по объему книгу он написал только в 26 лет.
Всё время до этого он тренировался на рассказах.

Я нахожу это очень мудрым поступком.
С 1920 года по 1923 он жил в Париже, потом ненадолго вернулся в Торонто, порвал с журналистикой и вернулся в Париж. В литературной столице мира он познакомился с многими литераторами там — Джеймс Джойс и Гертруда Стайн заправляли бал.
Но в отличие от них он не спешил, хотя всегда знал, что напишет «великий американский роман».

Он решил оттачивал мастерство рассказа.
Так в 1924 году вышел сборник «В наше время», затем в 1927 «Мужчины без женщин».

 

3. Выбирайте грамотно издательство и редактора

Хэмингуэй допустил ошибку.
Он заключил договор с издательством «Бонни и Ливрайт» на издание 3 книг.
Через время он понимает, что сглупил и условия, на которые он подписался — неподходящие.
И тогда он делает гениальный ход конём. Пишет повесть «Вешние воды», в которой пародирует своего первого покровителя и учителя — Шервуда Андерсена.
Естественно издательство отказывается сотрудничать с ним и разрывает контракт.
Только это и нужно автору — с помощью своего друга Фрэнсиса Скотта Фицджеральда он заключает договор со «Скрибнерс» и его редактором становится Макс Пэркинс — один из лучших редакторов тех времен.
С этого времени начинается подъем Хэмингуэя как писателя — «Скрибнерс» одно из крупнейших издательств, а взаимодействие с Перкинсом является одним из самых плодотворных в американской литературе ХХ века.

 

4. Пишите о том, что хорошо знаете.

Это его авторский принцип — писать о том, что хорошо знаешь. Все книги Хэмингуэя — очень правдоподобны именно по этой причине.
По моему мнению две лучшие его книги — это «Фиеста» и «Прощай оружие», не считая мемуаров «Праздник, который всегда с тобой.»

Все эти книги основаны на реальных событиях, которые в будущем переработаны в художественную форму.
Хэмингуэй пережевывал события своей жизни, создавал удобоваримую жвачку и добавлял немного вымысла.

 

5. Сделайте из своей жизни — авторский стиль. Новый опыт — как смысл жизни.

Полная приключений и новых вызовов жизнь Хэма — это и есть его главная интересная история.
В Европе Первая Мировая война, а он в Канзас Сити? Почему так, пора ехать.

В Торонто неплохо живется и интересная газетная работа, но в Париже вся литературная богема — стоит поехать туда.

В Париже интересно, но в Ла Корунье и Андалусии — лучше.
Там же коррида. И Хэмингуэй отправляется на отдых туда.

Африка, 1930-е, сафари еще не вошло в моду. Хэмингуэй один из первопроходцев в этом виде увлечений.
К сафари и охоте на львов он неоднократно возвращается, даже книгу написал «Лев мисс Мэри», я читал, довольно подробная хронологическая книга.

«Испанская гражданская война — я не могу молчать и должен быть там».
Такое чувство, что у Хэмингуэя главное — это быть в центре, самой гуще событий, чтобы максимально подробно описать всё.

6. Старайтесь писать не ради денег.

Он всю жизнь осуждал своего друга Фицджеральда, который после «Гэтсби» весь свой талант вложил в написание рассказиков за деньги.
Не знаю, как вы, я читал эти рассказы. Пробовал читать — тяжело.

На волне успеха и славы Фицджеральд стал коммерчески востребованным. Запросы из журналов приходили к нему пачками и он, любивший богемную жизнь и остро нуждавшийся в деньгах, не мог отказывать.

Ирония в том, что в старости Хэмингуэй, нуждавшийся в деньгах сам написал книгу исключительно ради денег…
И тут произошло неожиданное. Он получил сначала Пулитцеровскую премию, а затем и Нобелевскую.
Вот уж точно неожиданно подзаработал.

7. Вырабатывайте свой стиль.

Изучите основы, а дальше максимально проявите себя.
Хэмингуэй тщательно штудировал книги

Айсберг — любимая метафора Хемингуэя для определения собственной эстетической методы. К этому образу сам писатель обращается неоднократно.

«Если писатель хорошо знает то, о чем он пишет, он может опустить многое из того, что знает, и если он пишет правдиво, читатель почувствует все опущенное так же сильно, как если бы писатель сказал об этом. Величавость движения айсберга в том, что он только на одну восьмую возвышается над поверхностью воды». Это написано в 1932 г.

«Я всегда старался писать по принципу айсберга. На каждую видимую часть семь восьмых его находится под водой. Все, что вы знаете, вы можете опустить, и это только укрепит ваш айсберг. Это его невидимая часть. Если писатель опускает что-то, потому что он не знает, в истории появляется дыра». Это 50-е годы.

И наконец, в последнем, подготовленном писателем к изданию произведении «Праздник, который всегда с тобой» читаем: «Я опустил его (конец рассказа) согласно своей новой теории: можно опускать что угодно при условии, если ты знаешь, что опускаешь,— тогда это лишь укрепляет сюжет и читатель чувствует, что за написанным есть что-то, еще не раскрытое». Книга издана уже после смерти Эрнеста Хэмингуэя, в 1961 году.

Хемингуэй не является открывателем подтекста — прием этот широко использовал, скажем, Чехов. Открытием американского писателя является соотношение текста и подтекста, комбинация, отбор, сцепление компонентов, в результате которого содержание не просто расширяется за счет читаемого подтекста, но расширяется очень значительно — во много раз. У Хемингуэя подтекст настолько весом, что образовывает второй, чрезвычайно важный план рассказа, не только не совпадающий с первым, но часто как бы противоречащий ему. И в то же время подтекст очень тесно связан с текстом: его можно прочесть только «сквозь текст», с этой целью специально и очень точно организованный. Это и было новаторством Хемингуэя: особая двуплановая структура прозы и экономная, но хорошо разработанная система изобразительных средств, которая помогала создавать и текст, и подтекст и устанавливать сложную, часто основанную на разного рода ассоциациях связь между ними. При такой структуре требуется не только огромный талант и воображение художника, но многогранное ощущение реальности.

8. Напишите книгу мемуаров после 50 лет.

«Праздник, который всегда с тобой» — одна из лучших книг, на мой вгляд, которая совместила две самых интересных для меня темы.
Первая — становление молодого автора.
Вторая — счастливая жизнь.

Хэмингуэй художественно оформил свои воспоминания. Набоков, к примеру, когда работал над книгой воспоминаний при каждой переработке и переводе изменял и улучшал их таким образом, что получилось 3 разных книги. И самая известная «Память говори» — это лишьь последняя версия.
Хэмингуэй при жизни не успел издать книгу.
Но он работал над ней причем при очень интересных обстоятельствах.
В 1956 году он нашёл чемодан, который он оставил в подвале отеля «Риц» в Париже много лет назад. В чемодане был блокнот, в котором он вёл записки о своей жизни в Париже. Он обработал и переписал эти записки.
Книга была издана только в 1964 году, после его смерти.

9. Собирайте истории

«Старик и море», «По ком звонит колокол» — книги, которые родились из историй, услышанных Эрнестом Хэмингуэем.
Так делают многие писатели — держат ухо востро на любую историю, котор
Я слышал, что Лев Толстой услышал рассказ друга и после встречи тихо спросил его: «Ты не против, если я использую эту историю» Тот дал добро, а через 10 лет мир увидел «Воскресение», последний крупный роман Льва Николаевича

10. Пишите в стол

Опубликовано 2 романа, 2 книги документальной прозы и сборник рассказов — и всё это после смерти Эрнеста Хэмингуэя.

«Праздник, который всегда с тобой», «Опасное лето», «Лев мисс Мэри», «Острова в океане», «Райский сад»
«Сборник рассказов о Нике Адамсе», «Сборник коротких рассказов»

Он был очень плодотворен — выработал свой график работы, вставал в 6 утра и писал до обеда.
Я долгое время задавался вопросом, почему у него такое небольшое собрание сочинений, к примеру у Льва Толстого в среднем 20-24 тома.
У Хэмингуэя намного меньше, хотя он много писал и трудился над текстами. Только недавно я понял — не всё было издано при жизни.

 

11. Придумайте себе альтер эго и пишите о нем.

Ник Адамс — гениальное изобретение.
Это альтер эго Хэмингуэя, его герой, которому он вручил собственные вопросы, которые не давали ему покоя.
Было несколько тем, которые мучали его всю жизнь — писательство, отношение с родителями, самоубийство отца, война, отношения с друзьями, охота и рыбалка.
И все эти темы он вручил своему герою, с которым и размышлял о них.
Если вы не читали «Рассказы Ника Адамса», изданные отдельным сборником, через 10 лет после смерти Эрнеста Хэмингуэя — тогда вы многое потеряли.
Их интересно читать именно в свете автобиографичности главного героя.

12. Пишите то, чего не создавал никто до вас.

Хэмингуэй в молодости много читал Толстого, Тургенева, Флобера, Крейна не только для обучения. Он пытался найти то, чего не создал никто до него.

И он смог это сделать в книге «Старик и море»

Замысел этого произведения созревал у Хемингуэя в течение многих лет как часть романа о взаимоотношениях между матерью и сыном. Отношения в книге соотносятся с Библией, которую писатель называет «Книгой моря». Частично этот замысел воплощён в опубликованных посмертно «Островах в океане». Ещё в 1936 году в очерке «На голубой воде» для журнала «Эсквайр» он описал подобный эпизод, случившийся с кубинским рыбаком.
Уже после опубликования повести Хемингуэй в одном интервью приоткрыл свой творческий замысел. Он сказал, что книга «Старик и море» могла иметь и более тысячи страниц, в этой книге мог найти своё место каждый житель деревни, все способы, какими они зарабатывают себе на жизнь, как они рождаются, учатся, растят детей.

Вот, что Хэмингуэй рассказывал о замысле:
«Это всё отлично сделано другими писателями. В литературе вы ограничены тем, что удовлетворительно сделано раньше. Поэтому я должен постараться узнать что-то ещё. Во-первых, я постарался опустить всё не необходимое с тем, чтобы передать свой опыт читателям так, чтобы после чтения это стало частью их опыта и представлялось действительно случившимся. Этого очень трудно добиться, и я очень много работал над этим. Во всяком случае, говоря кратко, на этот раз мне небывало повезло, и я смог передать опыт полностью, и при этом такой опыт, который никто никогда не передавал.»

13. Выработайте собственную дисциплину и неуклонно следуйте ей

Эрнест Хэмингуэй в молодости выработал собственные принципы, которым следовал всю жизнь.
Вставать рано утром и приступать к тексту
Писать пока не устанешь
Останавливаться, пока есть вдохновение «Лучший способ остановиться, когда работа идет хорошо и вы знаете, что будет дальше. Если вы будете делать так, работая над романом, то никогда не будете застревать. Это одна из самых ценных вещей, которой я могу поделиться».
Писать и выкладывать полностью. «Закончив рассказ, я всегда чувствовал себя опустошенным, мне бывало грустно и радостно, как после близости с женщиной»
Остальную часть дня не думать о тексте и читать.
Быть лаконичным. «Я всегда стремился написать слишком много. Но я держу себя в руках, чтобы не выбрасывать чепуху и не переписывать. Ребята, которые считают себя гениями, потому что они так и не научились говорить «нет» печатной машинке, очень частое явление».
Выбирать простые, честные фразы.

«Тебе надо написать только одну настоящую фразу. Самую настоящую, какую знаешь. И в конце концов я писал настоящую фразу, а за ней уже шло все остальное. Тогда это было легко, потому что всегда из виденного, слышанного, пережитого всплывала одна настоящая фраза. Если же я старался писать изысканно и витиевато, как некоторые авторы, то убеждался, что могу безболезненно вычеркнуть все эти украшения, выбросить их и начать повествование с настоящей, простой фразы, которую я уже написал.»

 

Все эти уроки — не истина в последней инстанции. Это лишь то, что работало у Хэмингуэя.
И тем не менее его опыт для меня очень вдохновляющий.

Текст я писал для канала «Хэмингуэй позвонит» в Телеграм и блога

 

 

Раздел биографии мастеров слова призван показать историю жизни тех авторов, у которых стоит учиться авторскому стилю. Я пишу не как в Википедии, а через призму моего восприятия. Простым и понятным языком.

Почитайте и другие биографии:

  1. Иван Бунин — первый русский Нобелевский лауреат
  2. Эрнест Хэмингуэй — один из моих любимых писателей.
  3. Борис Пастернак — один из лучших поэтов ХХ века, на мой взгляд.
  4. Уолт Уитмен — человек, который не побоялся быть собой и создал целую эпоху в поэзии.
  5. 11 уроков из жизни писателя Анатолия Рыбакова
  6. 13 уроков из жизни писателя Эрнеста Хэмингуэя

 

Автор текста Владимир Багненко

Владимир Багненко

Коротко обо мне: Предприниматель, интернет-маркетолог, коммерческий писатель, христианин. Автор двух блогов (о текстах и Слова Ободрения), руководитель студии текстов “Слово”. Осознанно пишу с 2001 года, в газетной журналистике с 2007, зарабатываю исключительно текстами с 2013-го года. Люблю писать и делиться тем, что помогает мне на тренингах. С 2017 года стал отцом.
Заказать тренинг или тексты вы можете по почте v@bagnenko.name или написав в личку в удобной вам соцсети.

Если вам есть чем поделиться или вы хотите написать мне — я тут: Вконтакте, Facebook, Twitter, Instagram, YouTube.

 

 

P.S. Я завел свой уютный канал в Телеграм «Авторский стиль». Даю только эксклюзивное, чего нет нигде, заходите, оттачивайте ваши навыки письма.

26. декабря 2017 by Admin
Categories: Биографии мастеров слова, Блог | Оставить комментарий

Минутку...

Получайте материалы, которые сделают ваши тексты сильнее.

Если вы хотите получать свежие и бесплатные материалы о текстах, маркетинге и копирайтинге оставьте свой электронный адрес. P.S. Я ценю вашу конфиденциальность и никому вашу почту не передам.
Loading...
Подписывайся и получай полезные материалы на почту
Никакого спама