87

4 удовольствия от книги Эрнеста Хэмингуэя «Прощай оружие».

Всё субьективно. Книги, фильмы, песни, картины — у каждого свой вкус.
И всё же, одни вещи становятся классикой, а другие нет. Знаете почему?
Я когда-то задумался об этом и понял, что классика — это книги, которые на протяжении многих десятилетий остаются интересными, цепляют за живое и написаны с душой.
Да, в школе мы плюемся от «Войны и мира» Толстого или «Мертвые души» Гоголя. Ну почему я должен читать про эту Коробочку у Гоголя или сцены изменения мировоззрения Пьера Безухова? Но когда вырастаем, то считаем своим долгом, хотя бы прочитать. И, скажу честно за себя, я удивлен глубине этих книг и теперь тоже считаю их классикой

Сегодня я расскажу про книгу, которая у меня негласно возглавляет список классики.

Эта книга — одна из лучших, которые я читал.
Эта книга — одна из самых незабываемых.
И в свое время — она стала мировым бестселлером всего за 1 месяц.

А еще — эта книга сильно помогает улучшить собственный авторский стиль. То, за что я очень ратую.

Впервые я прочитал её в 21 год. Помню больше всего, как вдохновился стилем и слогом Хэмингуэя — ясным, четким, глубоким.

Это первая книга, которую я сознательно перечитал второй раз.
У меня до 29 лет был принцип — читать всё время только новые книги. Потому что ведь так много новых книг, которые хочется читать и читать.
Впрочем, мне сейчас 30 и кроме нее я перечитал еще только одну.

Для меня, молодого автора, эта книга была как глоток свежего воздуха.

Роман показывает первый этап жизни Хэмингуэя.

 

Удовольствие первое — знать историю создания.

Хэмингуэй хотел создать книгу о войне. Он сам прошел Первую Мировую войну, однако он делился с Синклером Лью

Первая обложка книги "Прощай оружие"

Первая обложка книги «Прощай оружие»

исом однажды, что ему сложно писать сразу, по горячим следам. Потому книга написана только через 12 лет после его демоблизации.
Он мечтал о такой книге. Его жена утеряла чемодан с его рукописями в 1925 году, вполне вероятно, что там был черновик этого романа.
К роману Эрнест приступил в 1928 году и работал над ним целый год. В самый разгар работы над романом пришло страшное известие — самоубийство отца, Кларенса Хэмингуэя.
Это не сломило его и Эрнест дописал книгу.

Удовольствие второе — сюжет (Почти без спойлеров)

Сюжет, как и многие у Хэмингуэя — не отягчен сложными событиями. Американский солдат Фредерик Генри участвует в войне на стороне Италии. Он получает ранение, попадает в госпиталь и влюбляется в медсестру. Вскоре он вынужден дезертировать, чтобы не стать жертвой нелепых обвинений.
Вместе с возлюбленной они отправляются в Швейцарию.
Впрочем, я итак уже много рассказал, обещал ведь без спойлеров.

Удовольствие третье — личность писателя

Мачо или слабак.
Гениальный талантище или унылый стилист.

Пилотка Хэмингуэя в 1 мировую войну

Пилотка Хэмингуэя в 1 мировую войну

Мужественный красавец-мужчина, который имел успех у многих женщин или пьяница, который не мог долго жить с одной женой.

Как и любой другой человек, Эрнест Хэмингуэй состоит из противоречий. И его жизнь — прямое доказательство этому. Как к нему относиться — решать вам.
Но то, что он талантливый писатель — это бесспорно.
И то, что его творчество закономерно было награждено Нобелевской премией. И дело даже не в наградах, а в том, что Хэмингуэй изобрел и внедрил свой особенный стиль — принцип айсберга, о котором я расскажу ниже. А потому книги Хэмингуэя — это этап и веха в мировой литературе.

Удовольствие четвертое — стиль автора

Больше всего я ценю эту книгу за особый стиль и дух, которым она пропитана. (Кстати, я написал большую статью про выработку своего стиля, кликайте тут, и там большой кусок про стиль Хэмингуэя)
Сначала — авантюризм и наивность солдат, а потом возмужание не по годам.

О том, сколько души и сил Хэмингуэй вложил в свою книгу говорит один факт — концовка была переписана 47 раз.
47! Некоторые столько за свою жизнь не редактируют, а тут один роман.

Я искренне полагаю, что если вы будете читать эту книгу вдумчиво и пытаться понять, как именно автор писал, как он учился ее создавать — вы сможете писать лучше. Только подумайте, ему было 29 лет, когда он писал её. Меня этот факт вдохновляет.

Хэмингуэй изобрёл айсберг для определения своего стиля.

Айсберг — любимая теория Хэмингуэя для определения собственного стиля. Вот несколько цитат из его жизни разных лет.
«Если писатель хорошо знает то, о чем он пишет, он может опустить многое из того, что знает, и если он пишет правдиво, читатель почувствует все опущенное так же сильно, как если бы писатель сказал об этом. Величавость движения айсберга в том, что он только на одну восьмую возвышается над поверхностью воды».
Это написано в 1932 г.

«Я всегда старался писать по принципу айсберга. На каждую видимую часть семь восьмых его находится под водой. Все, что вы знаете, вы можете опустить, и это только укрепит ваш айсберг. Это его невидимая часть. Если писатель опускает что-то, потому что он не знает, в истории появляется дыра». Это 50-е годы.
И в последнем своём романе, который был издан уже после смерти Хэма «Праздник, который всегда с тобой» он писал: «Я опустил его (конец рассказа) согласно своей новой теории: можно опускать что угодно при условии, если ты знаешь, что опускаешь,— тогда это лишь укрепляет сюжет и читатель чувствует, что за написанным есть что-то, еще не раскрытое».

Эрнест Хэмингуэй за работой.

Эрнест Хэмингуэй за работой.

Эрнест Хэмингуэй за работой.
Стиль Хэмингуэя — это глубокое сочетание текста и подтекста.
Кстати, подтекст изобрел не он сам, он существовал до автора-модерниста. Например, подтекст использовал Чехов.
Но открытие хэмингуэевского айсберга именно в сочетании. Заметьте, он использовал только одну восьмую — это текст, а всё остальное было подтекстом.
Даже количество сказанного текста имеет значение.
Подтекст — это всё, жизненный опыт, размышления, познания, настроение писателя. А текст — это точно подобранные слова. Вместе текст и подтекст составляют суть вашего стиля.
И последняя цитата от Хэмингуэя
«Правда художественного произведения должна быть сильнее правды жизни. Потому что художник соединяет все «правды», которые он встречает в жизни, свои знания и наблюдения и создает свою правду. И она обязательно должна быть правдивее, истиннее, чем правда жизни. Только тогда писатель может воздействовать на людей».

 

Вот, что сам Хэмингуэй пишет об этом романе:
Я помню все эти события, и все места, где мы жили, и что у нас было в тот год хорошего, и что было плохого. Но еще лучше я помню ту жизнь, которой я жил в книге и которую я сам сочинял изо дня в день. Никогда еще я не был так счастлив, как сочиняя все это — страну, и людей, и то, что с ними происходило. Каждый день я перечитывал все с самого начала и потом писал дальше и каждый день останавливался, когда еще хорошо писалось и когда мне было ясно, что произойдет дальше.Меня не огорчало, что книга получается трагическая, так как я считал, что жизнь — это вообще трагедия, исход которой предрешен. Но убедиться, что можешь сочинять, и притом настолько правдиво, что самому приятно читать написанное и начинать с этого каждый свой рабочий день, — было радостью, какой я никогда не знал раньше. Все прочее пустяки по сравнению с этим.

 

Стоит ли читать «Прощай Оружие» Эрнеста Хэмингуэя?

Сегодня я искренне считаю, что «Прощай оружие» — это вершина творчества Хэмингуэя. У него еще не было признания и славы, он не разбогател и писал о том, что у него хорошо получалось.
Потом начался этап сафари в Африке, жизни во Флориде, а затем на Кубе. Хэмингуэй развелся с первыми тремя женами, постоянно испытывал травмы и ранения. Причем не на войне, а во вполне обычных ситуациях — то автомобильная авария, то крушение самолета в Африке. Словно он притягивал трудности. А главное событие — самоубийство отца, которое преследовало Хэмингуэя.
Но первые годы его творчества не были омрачены всеми этими событиями.

 

Автор текста Владимир Багненко

Владимир Багненко

Коротко обо мне: Предприниматель, интернет-маркетолог, коммерческий писатель, христианин. Автор двух блогов (о текстах и Слова Ободрения), руководитель студии текстов “Слово”. Осознанно пишу с 2001 года, в газетной журналистике с 2007, зарабатываю исключительно текстами с 2013-го года. Люблю писать и делиться тем, что помогает мне на тренингах. С 2017 года стал отцом.
Заказать тренинг или тексты вы можете по почте v@bagnenko.name или написав в личку в удобной вам соцсети.

Если вам есть чем поделиться или вы хотите написать мне — я тут: Вконтакте, Facebook, Twitter, Instagram, YouTube.

 

 

P.S. Я завел свой уютный канал в Телеграм «Авторский стиль». Даю только эксклюзивное, чего нет нигде, заходите, оттачивайте ваши навыки письма.

 

 

Другие полезные тексты о книгах, чтении или писателях:

  1. 4 причины прочесть «Три товарища» Ремарка и одна причина не читать.
  2. «Фантастическая ночь» Стефана Цвейга
  3. «Литературный мастер-класс» Юрген Вольф
  4. Стивен Крейн Человек, изменивший американскую литературу 20-го века
  5. Как читать художественную литературу и всегда иметь на нее время?
  6. Заглавная статья. Лучшая мировая классическая литература: быть или не быть?
  7. «Мертвые души» Н.В. Гоголя — лучшая сатирическая поэма, которую я читал
  8. «Анна Каренина» — похоже, лучший романа Льва Толстого, из которого можно учиться многому
  9. «Великий Гэтсби Ф.С.Фицджеральда» — сравнение фильма и книги.
  10. Воспитание слога. Переписка Фрэнсиса Скотта Фицджеральда, которая вдохновляет писать лучше.
  11. «Ночь нежна» Фрэнсиса Скотта Фицджеральда — последний взмах крыльев «королевской бабочки американской литературы»
  12. «Дети Арбата» Анатолия Рыбакова
  13. Оноре де Бальзак. Правила жизни + один день из жизни писателя.
  14. ТОП-3 романа о политике. Художественные романы о политике, которые интересно читать
  15. «Тихий Дон» книга, которая не должна была выйти, если бы не Сталин.
  16. «Портрет Дориана Грея» Оскара Уайльда. Много интересных подробностей о книге
  17. «Наверное, потому что это Льюис» — ко дню 117-летия со дня рождения Клайва С.Льюиса.
  18. Джек Лондон — мятежное дитя калифорнийской мечты, с горячей любовью к жизни. Биография писателя, отзыв о книге «Белый клык».
  19. «Смерть героя» Ричарда Олдингтона — одно из первых и лучших произведений автора.
  20. «Король Лир» Уильяма Шекспира: кратко об авторе, характеристика пьесы, цитаты + возможность скачать книгу.
  21. «Евгений Онегин» А.С. Пушкина: краткое содержание, обрисовка спорного образа главного героя, описание русской жизни в романе
  22. Книжные итоги моего 2015-го года. Часть 1 и часть 2.
  23. Борис Пастернак. Почему его стоит читать?
  24. «Рассказы Ника Адамса»Хэмингуэя  — книга, которая улучшает стиль.
  25. ТОП-5 книг о войне и боли: Ремарк, Олдингтон, Рыбаков, Хэмингуэй, Толстой.
  26. 4 удовольствия от книги «Прощай оружие» Эрнеста Хэмингуэя
  27. «Америго» Стефана Цвейга. История одной исторической ошибки

09. ноября 2017 by Admin
Categories: Блог, Книги, которые стоят на моей полке, Книги, которые улучшают стиль. | Оставить комментарий

Минутку...

Получайте материалы, которые сделают ваши тексты сильнее.

Если вы хотите получать свежие и бесплатные материалы о текстах, маркетинге и копирайтинге оставьте свой электронный адрес. P.S. Я ценю вашу конфиденциальность и никому вашу почту не передам.
Loading...
Подписывайся и получай полезные материалы на почту
Никакого спама