184

Большое исследование: Как придумать окончание, закончить текст и запомниться читателю. 10 способов.

Как закончить рассказ и текст.

Запоминается последняя фраза.

Штирлиц

Когда вы заканчиваете текст, рассказ, историю — вы не прощаетесь.

Важно остаться в памяти!

 

 

Цель каждого текста — запомниться. И роль окончания во всех видах текстов очень отличается — я перечислю основные:

Гайд, Кейс, Хроника, Информация (короткая, расширенная заметка), Зарисовка, Интервью (монолог, диалог, коллективное, анкета), Отчет (общий, тематический, с комментариями), Путевые заметки, Обозрение, Репортаж (событийный, тематический, постановочный), Корреспонденция, Статья (пропагандистская, проблемная, обобщающая, критическая), Обзор, Рецензия (литературная, кино, театральная), Очерк (сюжетный, описательный), Фельетон, Памфлет.

Этой статьёй я начинаю серию — «Идеальный текст». Планирую писать большие лонгриды, которые помогут вам в становлении и в развитии авторского стиля.

 

 

Зависимость окончания текста от вида текста.

Какую форму примет концовка, зависит от вида текста.

  • Публицистический текст — статья, заметка, фельетон.
  • Продающий текст – концовка призвана подтолкнуть читателя к целевому действию.
  • Информационная статья – краткий и простой вывод из повествования.
  • Материал для блога или соцсети – тоже ёмкий, но краткий вывод или призыв обсудить, поразмыслить над высказанным мнением.

Для меня не так давно стало открытием, что я больше думаю о начале текста, о теме.

Но про окончание я мало думал. А между тем запоминается не столько начало, не столько идея текста — в первую очередь мы помним конец. Что хотел сказать автор.

И это ошибка, не прорабатывать концовку, которую я признал и над окончанием теперь учусь работать не меньше, чем над началом. 

Как придумать окончание текста

 

Предостережение. Как нельзя заканчивать тексты? 

 Главное — не держите читателя за глупца. не нужно просто повторять всё то же, что вы говорили всю статью или текст.

И не нужно желать ему удачи.

Это бесполезно и неэффективно.

 

Хочу поделиться моим опытом и опытом нескольких авторов — как заканчивать тексты.

Я убежден, что чем больше мнений, опыта мы сможем пропустить через себя — тем лучше. 

Как закончить текст описание или историю

Как закончить текст описание или историю

Главная задача концовки текста. 

 

Вы должны эффективно подвести черту, другими словами — заставить задуматься о вашей теме. 

 

 Мой опыт в работе над окончанием текста

  1.   Неожиданная цитата.

Если у вас в статье фигурирует какой-то автор, есть герой — постарайтесь найти неожиданную цитату этого же человека.

Второй вариант — просто найти цитату по теме, которая показывает свежий взгляд, неожиданный

  1.   Неожиданная мысль

Когда вы пишете статью, вы можете собрать разный опыт при сборе материала. Часто материала значительно больше, чем требует объем статьи. Я рекомендую приберечь одну неожиданную, полезную, вкусную, вдохновляющую мысль. И как финальный аккорд использовать ее в тексте.

  1.   Закольцованное начало

Закончить тем, с чего начали — это гениально простое решение, которое всегда придется по вкусу читателю.

Заканчивайте идеей начала. Или продолжением истории, с которой начали.

  1.   Вопрос

Вопросы всегда заставляют задумываться. Недаром Иисус Христос использовали их очень часто

Вопрос должен быть не глупым, типа “Вы тоже так думаете”

Вопрос должен заставить задуматься, — от личного примера “И вот я задумался, поступил бы я так же в той ситуации?”

или просто “Аристотель говорит, что …, интересно, что бы он сказал в 21 веке по этому вопросу, если бы посмотрел фильмы, снятые по сценарию, написанному на основе его обучения”.

Будьте креативными

  1. Цифра, факт которая меня не оставляет равнодушным.

Цифры неумолимы. Они показывают реальность.

Факты также неумолимы.

Используйте их в конце.

  1. История

Иногда история хорошо иллюстрирует то, что вы хотите сказать.

Например, я рассказываю о том, что упорно долго старался сдать на права.

А вместо концовки рассказываю, как сдал экзамен и получил права.

 

Люди не любят, когда им всё разжевываешь. Лучше показать, чем рассказать. 

Когда вы пишете текст, заканчиваете концовкой и всё разжевываете - это скучно

Когда вы пишете текст и всё разжевываете — это скучно

Пример из моего опыта — как я заканчивал мою книгу «Неидеальный папа»

Когда я писал книгу об отцовстве — у меня были сомнения, как закончить её. Много мыслей, поисков. И страх что-то сделать не так — ведь это первая книга. 

И вдруг я понял, что лучше всего закончу собственной миссией.

Моя мечта — чтоб было больше крепких и сильных семей. 

И лучше всего вдохновляет и ободряет  — это личный пример. Желание помочь другим через личный пример, не через умничанье. 

Я использовал вариант 5 — цифру, которая меня не оставляет равнодушным. Процент разводов и насилия в семье. 

 

И решил закончить мечтой и миссией, показывая цифры и реальну махину проблемы, которая возникла — проблему разваливающихся семей:

 

“Пятьдесят один. Именно такой процент разводов в Украине. И эта цифра растет. Тридцать. Такой приблизительный процент насилия в семье. Приблизительный, потому что невозможно посчитать. Во многом эти цифры зависят от нас, пап. От наших действий. Или бездеятельности.

 

Статистика — вещь неумолимая.

Моя мечта — чтоб сильных мужчин и отцов было как можно больше. И как следствие этого — больше счастливых семей.

Семья — это не всегда комфорт. Иногда это трудности, иногда полное нежелание нести ответственность, а иногда темная ночь. Но я верю, что быть отцом — одна из наибольших привилегий, данных нам Всевышним.

И потому я выбираю инвестировать в себя и все, что имею в то, о чем говорю в этой книге — в хорошую атмосферу любви, близкие отношения с ребенком, взаимосвязь с женой и внутреннее ощущение счастья.

Бороться и не останавливаться. Это того стоит”

 

Опыт других мастеров слова.

 

Один текст — одна эмоция (Рекомендация Майи Богдановой).

Я точно знаю, что если я хочу, чтобы читатель ушел, дочитав текст, с позитивной эмоцией, то не стоит начинать свой текст из “эмоционального минуса”. За одну статью/главу или одну презентацию я не успею пройти с ним все эмоциональные стадии и вывести в надежный плюс. Поэтому у меня есть правило: один текст — одна эмоция. И именно та, с которой я хочу отпустить читателя. Потому что на уровне эмоций финал закладывается еще на первых тактах текста.

Если мы говорим именно о текстах для социальных сетей, то, как правило, наша цель — вовлечь читателя в диалог о тексте. Какие же у нас есть приемы, для того чтобы это сделать?

Открытый вопрос

Простой и эффективный способ пригласить читателя к дискуссии — открытый вопрос.

— Где вы познакомились со своим мужем/женой?

— Как вы предпочитаете отдыхать?

— Какое домашнее животное вы бы себе никогда не завели?

 

 

законченный рассказ

законченный рассказ — это рассказ с сильной концовкой

Как заканчивать рекламный текст? 3 способа

3 эффективных приема, как закончить продающий текст

В случае написания продающего текста, окончание должно быть совершенно иным. Здесь стоит прибегать к одному из следующих приемов:

  • Рассказать о действующей скидке. – «Спешите, скидка действует только до конца этого месяца!».
  • Рассказать об ограниченности предложения. – «Торопитесь, осталось только 50 товаров!».
  • Применить призыв типа «Ждем вашего звонка!», «Пишите», «Сделайте заказ прямо сейчас!», «Не откажите себе в удовольствии купить этот продукт!».

Следуя всем перечисленным выше рекомендациям, вам удастся завершить текст наиболее полно и понятно.

 

Уильям Зинсер. Основные рекомендации мастера

 

Сложился стереотип, что любой текст должен иметь три части: начало — основная — завершение. Это прекрасно для школы, для обучения детей писать тексты с внутренней логикой. Это полезно для учебников, но для нон-фикшн нет необходимости повторять уже сказанное. Если чувствуете, что все сказали — ставьте точку, ну или ищите ближайший «выход» из текста. Идеальное окончание должно немного удивить читателя, но казаться ему «правильным». Концовкой может быть основной посыл текста, шутка, возвращение к началу.

И не стоит делать за читателя вывод, отказывая ему в способности сделать его самостоятельно. Вам бы понравилось такое к себе отношение?

Если вы готовы поставить точку — поставьте её.

Для автора нон-фикшн это можно сформулировать в виде простого правила: если вы готовы поставить точку, ставьте ее. Если вы изложили все факты и передали идею, которую хотели передать, ищите ближайший выход.

Часто для того, чтобы подвести черту, бывает достаточно нескольких фраз. В идеале они должны заключать в себе основную идею статьи и завершаться высказыванием, которое поражает нас своей точностью или неожиданностью. Вот как Генри Менкен заканчивает свою характеристику президента Калвина Кулиджа, ценимого «потребителями» за то, что при нем «правительство фактически вовсе не правило; так наконец была воплощена в жизнь мечта Джефферсона, и его последователи возрадовались»:

Больше всего мы страдаем не тогда, когда Белый дом пребывает в мирной спячке, а когда [в нем] гремит речами игрушечный пророк. Сбрасывая со счетов Гардинга как полный нуль, мы можем сказать, что предшественником господина Кулиджа был один спаситель мира, а преемниками — еще двое. Какой здравомыслящий американец, встав перед выбором между любым из них и новым Кулиджем, заколебался бы хоть на миг? Годы его власти не принесли никому приятных волнений, зато и головной боли тоже. У него не было идей, и он не компостировал людям мозги.

Пять коротких фраз быстро отправляют читателя в дорогу, снабдив его на прощание нестандартной мыслью. У Кулиджа не было идей, и он не компостировал людям мозги — это парадоксальное утверждение не может не запомниться. Оно работает.

Приём зацикливания рассказа или истории

Сам я нередко пользуюсь приемом зацикливания рассказа, то есть пишу так, чтобы в конце прозвучало эхо той ноты, которая раздалась вначале. Это отвечает моей тяге к симметрии, а также доставляет удовольствие читателю, логично завершая путешествие, в которое мы отправились вместе.

Использование цитаты как заключение в тексте

Но обычно лучше всего действует цитата. Поройтесь в своих записях и найдите там фразу, с помощью которой можно поставить эффектную точку, или вызвать улыбку, или добавить к вашей картине неожиданный последний штрих. Иногда эта фраза отыскивается в интервью, и вы невольно восклицаете про себя: «Вот он, мой финал!», а иногда рождается в процессе письма. В середине 60-х, когда Вуди Аллен еще только приобретал репутацию главного американского невротика, выступающего с монологами в ночном клубе, я написал первую длинную журнальную статью, отметившую его появление. Она кончалась так:

«Если люди уходят, обсуждая меня как личность, а не просто смеясь над моими шутками, — говорит Аллен, — если они уходят с желанием услышать меня снова, независимо от темы моего выступления, то я считаю, что добился успеха». Судя по кассовым сборам, так оно и есть. Вуди Аллен — Человек, Которого Обсуждают, и похоже, что он надолго сохранит за собой право на это звание.

Однако и у него есть личная проблема, о которой не ведает и которую не обсуждает вся остальная Америка. «Мне не дает покоя одна вещь, — говорит он, — а именно: моя мать как две капли воды похожа на Граучо Маркса».

Эта цитата прямо-таки огорошивает читателя, поскольку ничего подобного он не ждет. Она становится для него настоящим сюрпризом, а что еще нужно для идеальной концовки? Лучшее, что может сделать сочинитель нон-фикшн, — это удивить читателя. А если что-то удивило вас самого, значит, оно непременно удивит (а заодно и порадует) и тех, для кого вы пишете, особенно если вы преподнесете им свой сюрприз напоследок и распрощаетесь с ними на этой выразительной ноте.

 

Рой Питер Кларк и Уильям Шекспир. Окончание текста и использование сильных слов

Ставьте сильные слова в начале и в конце предложений и абзацев. Точка служит сигналом остановки. Любое слово после точки говорит: «Посмотрите на меня».

В книге «Элементы стиля» авторы Странк и Уайт [Strunk & White, «The Elements of Style»] советуют авторам «ставить ударные слова предложения в конец» — сама эта фраза наглядно подтверждает правило. Самое главное слово появляется «в конце». Использование этого правила (античной риторической фигуры) улучшит Вашу прозу в мгновение ока.

В предложении, запятая — это «лежачий полицейский», замедляющий скорость чтения, а точка — это знак остановки. На точке мысль, выраженная в предложении, завершается. Небольшая пауза в потоке чтения акцентирует последнее слово. Этот эффект усиливается в конце абзаца, когда последние слова граничат с белым пространством.

Пример Вильяма Шекспира. Как он заканчивал монологи и тексты в устах главных героев?

Окончание истории и текста на примере Вильяма Шекспира.

Вильям Шекспир очень интересно заканчивал свои истории.

Начинайте с хорошей цитаты. Спрячьте фамилию говорящего в середине. Заканчивайте также хорошей цитатой.

Этот прием так же стар, как сама риторика. В финале знаменитой шекспировской трагедии Сейтон объявляет Макбету: «Мой государь, скончалась королева» (Пер. М. Лозинский).

За этим восхитительным примером силы эмфатического порядка слов идет один из мрачнейших пассажей во всей литературе. Макбет говорит:

Ей надлежало бы скончаться позже:

Уместнее была бы эта весть.

Бесчисленные «завтра», «завтра», «завтра»

Крадутся мелким шагом, день за днем,

К последней букве вписанного срока;

И все «вчера» безумцам освещали

Путь к пыльной смерти. Истлевай, огарок!

Жизнь — ускользающая тень, фигляр,

Который час кривляется на сцене

И навсегда смолкает; это — повесть,

Рассказанная дураком, где много

И шума и страстей, но смысла нет.

(Пер. М. Лозинский)

У поэта есть огромное преимущество перед теми, кто пишет прозу. Он знает, где закончится строка. Он акцентирует слова в конце строки, предложения, абзаца. Мы, прозаики, обходимся лишь предложениями и абзацами — где смысл есть.

 

Видео. Как заканчивать начатые тексты и истории — 3 основных совета

Рекомендую это видео Сергея Милушкина — в нём очень много полезного опыта.

 

Вывод. Как заканчивать историю или текст?

 

    • Окончание — ключевой момент. После него либо остается послевкусие и интерес к теме, либо разочарование.

Придумывайте 3-5 вариантов заключения или окончания истории — это поможет вам выбрать лучший вариант

h3>Задание для всех, кто хочет выработать навыки и умение заканчивать истории

  • Прочитайте рассказ “Вдохновение” Исаака Бабеля

(В электронном виде его можно найти тут: https://ruslit.traumlibrary.net/book/babel-ss04-03/babel-ss04-03.html#s004005)

 

Что хотел сказать автор?

Как он подчеркнул это концовкой?

Почему концовка именно такая и какую бы вы написали?

 

Из публицистики прочитайте эту статью с мыслями финансиста и филантропа Рэя Далио 

https://nv.ua/opinion/recommends/koronavirus-i-krizis-chto-delayut-gosudarstva-poslednie-novosti-50082644.html 

 

  • Продумайте 3 варианта окончания вашего текста
  • Выберите одно и добавьте к вашему тексту

 

 

Автор текста Владимир Багненко

Владимир Багненко

Все тексты имеют подпись. И мой тоже, кто я: Предприниматель, интернет-маркетолог, коммерческий писатель, христианин. Автор двух блогов (о текстах и Слова Ободрения), руководитель студии текстов “Слово”. Осознанно пишу с 2001 года, в газетной журналистике с 2007, зарабатываю исключительно текстами с 2013-го года. Люблю писать и делиться тем, что помогает мне на тренингах. С 2017 года стал отцом.

Мои соцсети: Вконтакте, Facebook, Twitter, Instagram, YouTube.

Но лучше напишите на почту (v@bagnenko.name), в соцсетях могу не заметить, много шума бывает. Почту читаю внимательно.

 

 

P.S. Я завел свой уютный канал в Телеграм «Авторский стиль». Даю только эксклюзивное, чего нет нигде, заходите, оттачивайте ваши навыки письма.

 

Другие полезные тексты о книгах, чтении или писателях:

  1. 4 причины прочесть «Три товарища» Ремарка и одна причина не читать.
  2. «Фантастическая ночь» Стефана Цвейга
  3. «Литературный мастер-класс» Юрген Вольф
  4. Стивен Крейн Человек, изменивший американскую литературу 20-го века
  5. Как читать художественную литературу и всегда иметь на нее время?
  6. Заглавная статья. Лучшая мировая классическая литература: быть или не быть?
  7. «Мертвые души» Н.В. Гоголя — лучшая сатирическая поэма, которую я читал
  8. «Анна Каренина» — похоже, лучший романа Льва Толстого, из которого можно учиться многому
  9. «Великий Гэтсби Ф.С.Фицджеральда» — сравнение фильма и книги.
  10. Воспитание слога. Переписка Фрэнсиса Скотта Фицджеральда, которая вдохновляет писать лучше.
  11. «Ночь нежна» Фрэнсиса Скотта Фицджеральда — последний взмах крыльев «королевской бабочки американской литературы»
  12. «Дети Арбата» Анатолия Рыбакова. (Рецензия моего друга, Евгения Погорелого)
  13. Оноре де Бальзак. Правила жизни + один день из жизни писателя.
  14. ТОП-3 романа о политике. Художественные романы о политике, которые интересно читать
  15. «Тихий Дон» книга, которая не должна была выйти, если бы не Сталин.
  16. «Портрет Дориана Грея» Оскара Уайльда. Много интересных подробностей о книге
  17. «Наверное, потому что это Льюис» — ко дню 117-летия со дня рождения Клайва С.Льюиса.
  18. Джек Лондон — мятежное дитя калифорнийской мечты, с горячей любовью к жизни. Биография писателя, отзыв о книге «Белый клык».
  19. «Смерть героя» Ричарда Олдингтона — одно из первых и лучших произведений автора.
  20. «Король Лир» Уильяма Шекспира: кратко об авторе, характеристика пьесы, цитаты + возможность скачать книгу.
  21. «Евгений Онегин» А.С. Пушкина: краткое содержание, обрисовка спорного образа главного героя, описание русской жизни в романе
  22. Книжные итоги моего 2015-го года. Часть 1 и часть 2.
  23. Борис Пастернак. Почему его стоит читать?
  24. «Рассказы Ника Адамса»Хэмингуэя  — книга, которая улучшает стиль.
  25. ТОП-5 книг о войне и боли: Ремарк, Олдингтон, Рыбаков, Хэмингуэй, Толстой.
  26. 4 удовольствия от книги «Прощай оружие» Эрнеста Хэмингуэя
  27. «Америго» Стефана Цвейга. История одной исторической ошибки
  28. «Милый друг» Ги де Мопассана.
  29. «Дети Арбата» Анатолия Рыбакова. Моя рецензия.
  30. За что я люблю книгу «Пролетая над гнездом кукушки» Кена Кизи.
  31. «Благослови зверей и детей» Глендон Суортхаут

21. мая 2020 by Admin
Categories: Блог | Оставить комментарий

Пожалуйста, подождите...

Получайте полезные письма.

1 раз в неделю свежие знания о текстах, книгах и маркетинге