227

Как выбрать название для книги или рассказа.

В опросе, который я провожу каждые выходные меня просили больше писать моего опыта и размышлений.
Сейчас я работаю над сборником рассказов. И первое, с чем я сталкиваюсь очень плотно — это название.

Хочу поделиться тем, как выбирать название. Мыслей много, потому разобью их на несколько частей.

От названия многое зависит — будут ли читать книгу или нет, захотят ли вообще взять ее в руки.
Ловите первую часть подборки, как подобрать название

 

1. Красивое сочетание слов или игра слов

Например, Фитцджеральд, когда выбирал название для книги «Ночь нежна», он перебирал десятки приятных выражений, которые ложатся на слух. В итоге взял сочетание слов из стихотворения любимого поэта, кажется. Киттса.

Точно так же поступил Хэмингуэй в своей книге «По ком звонит колокол». А также в книге «Фиеста. И восходит солнце». Кстати, «Фиеста» слова изначально не было, была только фраза «И восходит солнце». Её Хэмингуэй нашел в книге Екклесиаста в Ветхом Завете и решил сделать заглавием своей книги. Но в Британии книгу издали с названием «Фиеста» и эта идея автору понравилась. Теперь книга имеет двойное название.

Еще пример — Уолт Уитмен, «Листья травы». Сборник стихотворений, который надолго опередил своё время. Настолько опередил, что книгу никто не хотел издавать, и Уитмен издал ее за свой счет. Более того, книга плохо продавалась. Уитмен как-то сказал, что хотел, чтобы книга была достаточно мала для ношения в кармане: «Это склонит людей брать меня с собой и читать меня на открытом воздухе: мне почти всегда удобнее с читателем на открытом воздухе».
Название «Листьев травы» является игрой слов. «Травой» издатели называли работы низкого сорта, а «листья», листы — это страницы, на которых работы напечатаны.

Примеры:
Ночь нежна (на фото первое издание книги)
Фиеста. И восходит солнце
Листья травы.

2. Дух книги.

Подумайте о главной теме и даже духе книги.
Что она несет. Какое послевкусие вы хотите, чтобы осталось у читателя?
Например, Харпер Ли в названии внесла идею убийства беззащитной невинной птицы — пересмешника. Именно с этой птицей она сравнила одного из главных героев. Если не читали — очень рекомендую, книга супер.
А Хэмингуэй отразил всю суть своей ненависти к войне в двух словах «Прощай оружие». Ничего лишнего. (Хотя справедливости ради, в английском 4 слова «Farewell to the arms»)

Примеры подобных названий:

  • Война и мир
  • Преступление и наказание
  • Прощай оружие
  • Милый друг
  • Убить пересмешника.

 

Про остальные идеи названия книги я расскажу позже.

 

Название для книги — это первое, что запоминается и бросается в глаза.
Я начал писать об этом и получил несколько очень благодарных отзывов (особенно от авторов, которые сейчас пишут книгу). Потому решил проработать последующие части очень тщательно и внимательно.
Продолжаю рассказывать про основные идеи, как придумать название для книги. Если вы не читали — то в моем посте в Телеграм канале(https://t.me/bagnenkotext/223) вы найдете первые 2 принципа выбора названия для книги.

Принцип третий: Главный герой

Здесь в принципе всё просто — автор с самого начала называет свою книгу именем главного героя. Мне кажется, что это так работает всегда — он внутри просто называет книгу именем главного героя и не парится больше. А потом, когда роман уже готов — он понимает, что другого названия быть не может.

  • «Анна Каренина» Лев Толстой
  • «Великий Гэтсби» Фрэнсис Скотт Фицджеральд
  • «Братья Карамазовы» Ф.М. Достоевский
  • «Евгений Онегин» А.С.Пушкин
  • «Москва и москвичи» Владимир Гиляровский
  • «Джанни Геркхардт» Теодор Драйзер

 

Иногда мне кажется, что книга вначале так и называлась в голове у автора «Анна Каренина» и он просто настолько привыкает к нему, что оне хочет менять. Лев Николаевич утром за завтраком говорит Софье Андреевне: «Поработаю-ка я сегодня над «Анной Карениной», любимая моя. И можно мне еще порцию овсянки?». Привычка — страшное дело.

Принцип четвертый. Понравившиеся строки из собственной книги

Здесь особый шарм приобретает не только текст, но фраза в устах одного из героев.
Показательный пример — книга «Убить перемешника»

Для начала немного предыстории. Пересмешник своим пением частенько имитирует не только пение других птиц, но и звуки, которые слышит возле своего жилья, — кудахтанье курицы, лай собаки, скрип телеги или звук свистка почтальона. И это вызывает у людей любовь к нему. Птичка общительна и доверчива по натуре, и людям кажется, что ей хочется жить рядом с человеком. Иногда пересмешник устраивает гнезда в зарослях кустарника прямо возле входа в дом.

В общем, пересмешник — птицыа безобидная и совсем безвредная. А вот вам цитата из книги Харпер Ли:

— Я бы предпочел, чтобы ты стрелял на огороде по жестянкам, но знаю, ты начнешь бить птиц. Если сумеешь попасть в сойку, стреляй их сколько угодно, но помни: убить пересмешника большой грех.
Я впервые слышала, чтоб Аттикус про что-нибудь сказал — грех, и спросила мисс Моди, почему грех.
— Твой отец прав, — сказала мисс Моди. — Пересмешник — самая безобидная птица, он только поет нам на радость. Пересмешники не клюют ягод в саду, не гнездятся в овинах, они только и делают, что поют для нас свои песни. Вот поэтому убить пересмешника — грех.

Примеры книг с названием из строк книги:
«Убить пересмешника» Харпер Ли
«Вино из одуванчиков» Рэй Бредбери
«Зеленая миля» Стивен Кинг

Всем вдохновения. Напишите книгу, которая заполонит полки наших книжных…

 

 

 

Другие мысли, которые помогают работать над собственным стилем:

  1. Зачем вести дневник от руки
  2. Почему важно быть дружелюбным в каждом тексте
  3. Место для работы и как писать где угодно, если его нет.
  4. Рассказывайте свой опыт открыто.
  5. Пишите постоянно.
  6. Драйв — это главное в тексте
  7. Выбирайте подходящий для вас отдых
  8. Страх публикации и мои новые рассказы
  9. Какие навыки самые важные в сегодняшнем мире?
  10. Дисциплина или муза
  11. Экспериментальные книги — что с ними не так?
  12. Что важнее: соблюдать правила или творческий полёт мысли?
  13. Как справиться с трудностями жизни с помощью творчества? Пример Бетховена.
  14. Быть самым умным или ясным?
  15. О главной книге и настойчивости.
  16. Усталость от текстов: как я с ней справляюсь.

Автор текста Владимир Багненко

Владимир Багненко

Коротко обо мне: Предприниматель, интернет-маркетолог, коммерческий писатель, христианин. Автор двух блогов (о текстах и Слова Ободрения), руководитель студии текстов “Слово”. Осознанно пишу с 2001 года, в газетной журналистике с 2007, зарабатываю исключительно текстами с 2013-го года. Люблю писать и делиться тем, что помогает мне на тренингах. С 2017 года стал отцом.
Заказать тренинг или тексты вы можете по почте v@bagnenko.name или написав в личку в удобной вам соцсети.

Если вам есть чем поделиться или вы хотите написать мне — я тут: Вконтакте, Facebook, Twitter, Instagram, YouTube.

 

 

P.S. Я завел свой уютный канал в Телеграм «Авторский стиль». Даю только эксклюзивное, чего нет нигде, заходите, оттачивайте ваши навыки письма.

26. декабря 2017 by Admin
Categories: Блог, Работа над собственным стилем. | Оставить комментарий

Пожалуйста, подождите...

Подписывайтесь на рассылку.

Получай свежие знания о текстах и маркетинге.