7

Как выработать свой стиль в текстах. Часть 1.

Стиль Льва Толстого

Продолжаем говорить про авторский стиль, как его выработать и про разных маститых авторов.
Это помогает нам с вами работать над своим собственным авторским голосом. Все материалы вы можете найти с помощью хештега #КакВыработатьСтиль.

Сегодня поговорим про стиль Льва Николаевича Толстого.

В своей подробной работе «Об искусстве» он делится тем, что по его мнению составляет основу хорошего произведения искусства.

Стиль — это только составляющая хорошего произведения.

Лев Николаевич говорит о 3 главных вещах:

— суть. То, что ново и важно для читателей
— форма. Отточенное умение написать хорошо и донести мысль красиво
— внутренняя правда. Насколько сильно автор хочет написать об этом. И насколько сильно автора цепляет та тема, о которой он хочет написать.

Вот, что он говорит о стиле:

«Для того чтобы то, что говорит художник, было выражено вполне хорошо, нужно, чтобы художник овладел своим мастерством так, чтобы, работая, так же мало думал о правилах этого мастерства, как мало думает человек о правилах механики, когда ходит.
А чтобы достигнуть этого, художник никогда не должен оглядываться на свою работу, любоваться ею, не должен ставить мастерство своей целью, как не должен человек идущий думать о своей походке и любоваться ею.»

По факту, для него важна не столько форма, что является основой стиля.
Для него важно то, почему автор пишет тот или иной текст. И насколько автор является просвещенным человеком, насколько он несет пользу обществу, а не пишет только ради себя и собственной славы.

Лев Николаевич Толстой имел свой собственный за 60 лет творчества выработанный стиль.

Помню, когда я закончил читать «Милый друг» Мопассана, а потом разбор этой книги от Толстого — меня сильно поразил его подход.
Сама книга Мопассана написана шикарно. Но суть, которую хотел донести Мопассан разочаровывает. И Толстой проработал книгу так, словно перед ним обычный ученик курса «Писательское мастерство», говоря современными терминами. Расписал то, что автор не умеет отличить что хорошо, а что дурно и несмотря на прекрасную форму,
Я помню как, пасовал перед именитостью Мопассана, но внутри понимал, что мне что-то не нравится в том, что он написал. Вот слова Толстого:

«Во всех романах своих после «Bel ami» (я не говорю теперь о его мелких рассказах, которые составляют его главную заслугу и славу, о них после) Мопассан, очевидно, поддался царствовавшей не только в его круге в Париже, но царствующей везде и теперь между художниками теории о том, что для художественного произведения не только не нужно иметь никакого ясного представления о том, что хорошо и что дурно, но что, напротив, художник должен совершенно игнорировать всякие нравственные вопросы, что в этом даже некоторая заслуга художника.»

По этой теории художник может или должен изображать то, что истинно, то, что есть, или то, что красиво, что, следовательно, ему нравится или даже то, что может быть полезно, как материал, для «науки», но что заботиться о том, что нравственно или безнравственно, хорошо или дурно — не есть дело художника.

Помню, знаменитый художник живописи показывал мне свою картину, изображавшую религиозную процессию. Все было превосходно написано, но не было видно никакого отношения художника к своему предмету.

— Что же,— вы считаете, что эти обряды хороши и их нужно совершать или не нужно? — спросил я художника.
Художник, с некоторой снисходительностью к моей наивности, сказал мне, что не знает этого и не считает нужным знать; его дело изображать жизнь.
— Но вы любите по крайней мере это?
— Не могу сказать.
— Что же, вы ненавидите эти обряды?
— Ни то, ни другое,— с улыбкой сострадания к моей глупости отвечал современный высококультурный художник, изображающий жизнь, не понимая ее смысла, и не любя, и не ненавидя ее явления.
Так же, к сожалению, думал и Мопассан.

Цемент, который связывает всякое художественное произведение в одно целое и оттого производит иллюзию отражения жизни, есть не единство лиц и положений, а единство самобытного нравственного отношения автора к предмету.

В сущности, когда мы читаем или созерцаем художественное произведение нового автора, основной вопрос, возникающий в нашей душе, всегда такой: «Ну-ка, что ты за человек? И чем отличаешься от всех людей, которых я знаю, и что можешь мне сказать нового о том, как надо смотреть на нашу жизнь?»

Что бы ни изображал художник: святых, разбойников, царей, лакеев — мы ищем и видим только душу самого художника.

Вот типичный текст для Льва Толстого, известное начало романа «Анна Каренина»:

«Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему.»

Все смешалось в доме Облонских. Жена узнала, что муж был в связи с бывшею в их доме француженкою-гувернанткой, и объявила мужу, что не может жить с ним в одном доме. Положение это продолжалось уже третий день и мучительно чувствовалось и самими супругами, и всеми членами семьи, и домочадцами.

Все члены семьи и домочадцы чувствовали, что нет смысла в их сожительстве и что на каждом постоялом дворе случайно сошедшиеся люди более связаны между собой, чем они, члены семьи и домочадцы Облонских. Жена не выходила из своих комнат, мужа третий день не было дома. Дети бегали по всему дому, как потерянные; англичанка поссорилась с экономкой и написала записку приятельнице, прося приискать ей новое место; повар ушел вчера со двора, во время самого обеда; черная кухарка и кучер просили расчета.»

Здесь и близко нет сухого и отстранённого взгляда Хэмингуэя, где нет авторской оценки, а только тон.

То есть судя по Толстому стиль — это не столько форма, сколько суть, что для вас хорошо и плохо. Это ваше отношение к теме.
И только внутренний стержень, внутренняя мораль поможет вам действительно держать планку и не опускаться до уровня наслаждения «голым королем», который по факту голый, но на это никто не обращает внимания.

Именно этот подход поиска сути стал для меня одним из ключевых сейчас, в определении, что такое стиль.

 

Автор текста Владимир Багненко

Владимир Багненко

Коротко обо мне: Предприниматель, интернет-маркетолог, коммерческий писатель, христианин. Автор двух блогов (о текстах и Слова Ободрения), руководитель студии текстов “Слово”. Осознанно пишу с 2001 года, в газетной журналистике с 2007, зарабатываю исключительно текстами с 2013-го года. Люблю писать и делиться тем, что помогает мне на тренингах. С 2017 года стал отцом.
Заказать тренинг или тексты вы можете по почте v@bagnenko.name или написав в личку в удобной вам соцсети.

Если вам есть чем поделиться или вы хотите написать мне — я тут: Вконтакте, Facebook, Twitter, Instagram, YouTube.

 

 

P.S. Я завел свой уютный канал в Телеграм «Авторский стиль». Даю только эксклюзивное, чего нет нигде, заходите, оттачивайте ваши навыки письма.

 

 

Смотрите также другие полезные тексты:

  1. Личность автора.
  2. Используйте только свежие образы и метафоры.
  3. Следите за своим прогрессом в работе с текстом.
  4. «Трибуны». Джон Гришэм.
  5. Создавайте истории.
  6. 2 основных шага при редактировании текста. Часть 2
  7. ​​Расслабьтесь и не требуйте от себя создать шедевр
  8. Две почти противоположных мысли, помогающие писать.
  9. 8 советов, которые я дал сам себе в процессе написания книги.
  10. »Основные принципы редактуры текста + 16 идей, как сделать это легче» Часть 1.
  11. «А что если?» — это главный ключ к интересной истории.
  12. А как одиночество влияет на вас?
  13. Что помогло мне вылезти из писательского ступора.
  14. Пишите в уме!
  15. ​​Рэкс Стаут «Черные орхидеи»
  16. Мастерство растёт, когда я иду в слепую зону
  17. Пошаговая инструкция написания книги, как я её вижу сегодня.
  18. Ю Несбё «Нетопырь»
  19. ​​Создать сюжет — это передать картинку, которая есть в голове.
  20. Кормак Маккарти. Правила жизни
  21. Фрэнсис Скотт Фицджеральд. Правила жизни
  22. Полумарафон, как аналогия жизни и писательского труда.
  23. ​​Важнейшая привычка для роста в работе с текстами
  24. ​​Писать — это постоянный поиск
  25. Хотите учиться текстам?
  26. ​​Ошибка начинающего — не шлифовать текст.
  27. ​​Романы по статистике читают намного больше, чем рассказы.
  28. 5 советов, как быстро стать самым неудачным писателем современности. Часть 1.
  29. Многие писатели и поэты с раннего детства знали, что будут писать.
  30. Мой метод работы с текстом
  31. Противоположные мысли, помогающие писать.
  32. Какой должна быть хорошая книга. 
  33. Как завоевать внимание или с чего начать текст
  34. Интенсивность и постоянство в работе 
  35. Обдумайте текст и придумайте интересное начало
  36. 4 принципа писателя Джорджа Мартина
  37. Как написать нон-фикшн книгу. Исследование, часть 1.
  38. Почему стоит написать нон-фикшн книгу, если вы експерт в какой-то области. Исследование, часть 2. 
  39. Зачем мы пишем.
  40. Садитесь писать в одно время каждый день.
  41. Преобразование. 
  42. Оценка текстов.
  43. Дисциплина вдохновляет.
  44. Любимая книга.
  45. Как читать много.
  46. Как выработать свой стиль в текстах. Часть 2.

 

 

Выводы недели:

  1. Что такое затык? Сила идеи 
  2. Однозадачность
  3. Важно переключаться. 
  4. Сила текста – в фокусе.

12. октября 2018 by Admin
Categories: Блог, Советы, Этапы работы над текстом | Оставить комментарий

Пожалуйста, подождите...

Подписывайтесь на рассылку.

Получай свежие знания о текстах и маркетинге.