370

Авторский курс Оксаны Забужко 2016 года в тезисах. О важности английского языка, тенденции Нобелевской премии по литературе, писателськие фишки, как читать книги и многое другое.

Бывают такие встречи, которые вовремя. Словно ты ждёшь их и они как хлеб для голодного — именно тогда, когда нужно.

Я перестал писать глубоко и осознанно, понимая, что пришёл в тупик. Мои тексты мне не нравились, они для меня были слабыми и неинтересными. И я начал искать ответы, как и что мне нужно поменять.

Встреча с Оксаной Стефановной Забужко стала таким ответом. Я понял свои ошибки. Сначала хотел поделиться исключительно своими выводами, но провёл небольшой опрос среди моих друзей и подписчиков. Оказалось, всем интересно узнать подробнее не часть, а всё, что говорила украинская писательница.

Что ж, исполняю просьбу. Получилось целых 6 страниц А4, но вы сами попросили 🙂

Дальше буду давать исключительно прямую речь.

 Тезисы общие с авторского курса Оксаны Забужко

  • Моя задача – отговорить вас писать.

Потому что, если вас можно отговорить – значит это не ваше.

Потому что это очень трудно, и если это не ваше – лучше не тратьте время.

А если вы всё ощущаете своё призвание в этом, ничто вас не остановит.

 

  • Правил успеха в литературе больше нет. Если раньше существовали правила развития литературы, то сейчас всё, нет. Литература развивается непонятно куда. И никто вам сегодня не скажет, по каким правилам играть, чтобы достичь литературного успеха.

«Я пишу с раннего детства. Но сейчас мы живём во времена смены культурных эпох»

Сейчас происходит полная смена правил.

В 1970-е годы список бестселлеров New York Times выглядел так:

Эрнест Хэмингуэй, Юдора Уэлти, Уильям Фолкнер, Грэм Грин, Сол Беллоу, Джон Фаулз

То есть классики литературы.

В 2000-х начала меняться парадигма.

Теперь бестселлеры – это не классика, это энтертейнмент. Развлекалово, то, что продается в супермаркете рядом со жвачками и презервативами.

Раньше бестселлер – это было респектабельно.

Я, автор первого украинского бестселлера. Но сегодня это уже не значит практически ничего на международном рынке.

Классика и бестселлер – это разные вещи.

Книжный рынок меняется.

Количество названий книг на душу населения

1450 – 0,3% названий

1950 – 100 названий

2000 – 167 названий

Сейчас как никогда создается много массовой литературы.

 

  • Определитесь – вы будете писать массовую литературу или вы хотите создавать что-то вечное.

Вы хотите зарабатывать на глянце, на этой однодневной пене? Или всё-таки создавать то, что останется на века?

  • Я верю, что бумажная книга никуда не уйдёт. Появление Kindle только разделит надвое литературу. Весь шлак будет электронным, а те книги, к которым хочется вернуться, которые будут перечитываться – они будут бумажными.
  • Я начинала писать, когда еще мы писали чернилами.
  • Когда пишешь от руки – больше ответственности за слово. Есть черновик, затем этап исправлений. Затем чистовик. Сейчас ничего этого нет.
  • СССР и отношение к писателям – это уникальное время.

Такого не было никогда, разве что во времена правления Перикла в Древней Греции.

Я испытала самые лучшие годы, меня приняли в Союз Писателей в 1987 году. Тогда контроль уже ослабили, а бонусы оставались.

Оксана Стефановна Забужко. Авторский курс.

Оксана Стефановна Забужко. Авторский курс.

  • Учите английский язык.

Английский сегодня – это латынь XV века.

Это международная валюта культурного обмена.

Сегодня на английском многое создается, многое переводится.

А быть переведённым на английский язык – это выход на международный рынок.

Английский язык показывают наиболее высокий уровень мастерства.

Потому что там 1 миллиард читателей, там большие доходы писателей. А значит, больше возможностей у писателя. Там писатели действительно могут зарабатывать на жизнь только книгами, а потому могут проявлять наивысший уровень писательского мастерства.

 

  • Мы на пороге новой безграмотности.

Умение читать и писать не равно образованности.

Люди разучились анализировать, думать. Очень многими сегодня легко манипулировать.

Огромная проблема сегодня – это клиповое мышление людей.

Выросло поколение, которое не способно читать Забужко. В англоязычном Amazon на мою книгу «Музей брошенных секретов» есть два типа отзывов. Первые – восторженные, глубокие.

Вторые – в стиле «прочитал 100 страниц и дальше не смог», «зачем так много».

Раньше старое классическое гимназическое образование было таким, что моя бабушка вспоминала, как в школе была лучшей по запоминанию. Она запоминала предложения из 36 слов.

Раньше человек мог отстоять свою точку зрения развёрнутым монологом.

Культура письменности закладывалась образованием.

Сейчас всё по-другому.

  • Какой-то писатель сказал: «Невозможно написать роман на компьютере, подключенном к интернету». Я с ним очень согласна.

У меня есть два ноутбука.

Один – как печатная машинка.

Другой – для переписок, скролинга, серфинга.

  • Писатель – это человек, который жизнь видит текстами.

Постоянно задаётся вопросами, как про это рассказать и написать.

Всё вокруг для него – как материал для письма. Всё вокруг – потенциальные истории.

 

  • Нобелевская премия по литературе сегодня – подтверждение того, что правила в литературе меняются.

В 2015-м году премию получила Светлана Алексиевич, автор нон-фикшн книг.

В 2016-м году премию получил Боб Дилан, музыкант и поэт.

Песни Боба Дилана – это глубокие баллады, там главное не музыка, а текст.

Потому премия Бобу Дилану – это нормально, это сигнал, что сейчас происходит поиск новых правил игры в литературе.

(В этом видео я поделился этими мыслями подробнее — прим. В.Б.):

Мысли о разном. Авторский курс Оксаны Забужко

  • Стиль – это индивидуального покроя штука. Никто не может быть мной.

Нужно просто

  1. Открыть себя
  2. Проявлять себя. Слабые и сильные стороны.

Мастерство – это свои слабости превратить в особенности стиля.

 

  • Раньше Украина была очень зависимой от России, в том числе и как книжный рынок. Российский книжный рынок имел сбыт до 40% в Украину. Сейчас происходит Ренессанс украинской книги.
  • Нужно отвоёвывать простор, в котором я как писатель буду функционировать.
  • После 50-ти ощущение времени меняется. Список того, что хочешь написать сокращается медленнее, чем написанное.
  • Миром правит тот, кто может рассказать историю.

Самые живучие идеологии – это сильные истории.

Христианство – это история. Ведь Евангелие и всё, что происходило с Иисусом Христом – это шикарная история.

  • Количество сюжетов в мире ограничено. Согласно Борхесу существует 4 основных сюжета:
  1. Обложенный город. Например, «Илиада»
  2. Возвращение. «Одиссея».
  3. Путешествие за сокровищами. «Золотое руно», «Милый друг» Мопассана.
  4. Умирающий и воскресающий Бог.

Советы писателям. Авторский курс Оксаны Забужко

  • Ошибка молодых авторов – всё объяснено.
  • Писатели, интересуйтесь людьми. Если вы не любите людей – смените профессию.
  • Литература – это как идти с фонарём по подземелью. Этот фонарь освещает только расстояние на несколько шагов вперёд. Никогда не знаешь, что ждет тебя за углом.
  • Писательство начинается тогда, когда я узнаю что-то такое, чего я не знал, что знаю.
  • Творчество даёт «приход» больше, чем наркотик. Ты создаешь, словно под диктовку. Книга сама себя лепит.
  • Когда есть кайф, удовольствие – тогда это передаётся и другим.
  • Важен стиль и идея, а во вторую очередь мастерство. Мера мастерства влияет только на количество людей, которые прочитают книгу. Но если в ней слабая идея – это плохо.
  • Важное правило – если можешь не писать, то не пиши.

Если прёт, эмоционально пробивает – тогда пиши. Ты пишешь, чтобы зафиксировать пережитое.

Если есть пережитый опыт – тогда цепляет.

А если мне нудно – тогда всем будет нудно.

 

  • Нет гламурных писательских биографий.

За каждой серьёзной писательской фигурой стоит драма.

Если всё хорошо в жизни – книг не пишут. Потому что пишут, чтобы высказаться.

Писатель приходит в мир, чтобы создать свой собственный мир.

  • Главное – найти собственный голос и точно ему следовать.

Стиль невозможно придумать.

Герта Мюллер пишет очень просто. Но как же сильно держит её проза.

  • Есть вещи, которых писатель придумать не может.

Первое – это деталь.

Писатель, который придумывает детали выглядит жалко.
Мясо – это подсмотренные детали, такие, чтоб цепляло.

  • Важна психологическая правда поведения.

Не насилуйте текст. Не насилуйте героя.

  • Наблюдать за деталями для писателя – это как гибкие пальцы скрипача. Это инструмент писателя.
  • Записывайте все детали.

У меня уже вот двадцать третий блокнот, начиная с 14-летнего возраста (показывает блокнот – прим. В.Б.).

Выход материала из него – около 50%.

Оксана Стефановна Забужко. Авторский курс.

В левой руке — первый блокнот 14-летней Оксаны Стефановны. В правой — текущий блокнот.

  • В литературе не может быть наивности.

В живописи есть.

Если вы пишете наивно — «нафиг с пляжа». Или учитесь, набирайтесь жизненного опыта.

  • Писатель не может быть глупым.

Художник может.

Музыкант может.

Потому что хороший писатель обязан создать свой мир по законам композиции. Это объемная 3D конструкция.

  • Важно трудиться над каждой вещью, как над последней.

Не откладывать лучшие идеи на потом.

  • Литература начинается с удивления.
  • Не существует недисциплинированных писателей.

За каждой выдающейся книгой – стоит труд.

Я произвожу в день около 1,5-2 страницы.

При этом важно ощущать сопротивление материала. Словно я скульптор своей книги.

Как говорила Цветаева: «Я не верю в стихи, которые льются. Но я верю в стихи, которые рвутся»

Важно медленно и упорно трудиться.

  • Я рекомендую начинать с малых форм. И учиться на них.

 

  • Важнейшие навыки писателя

Наблюдательность. Видеть детали.

Профессионально читать и видеть, как движется мысль другого писателя.

Записывать детали.

Записывать свою коллекцию характеров людей.

 

Как читать. Авторский курс Оксаны Забужко

  • Писатель – это самый профессиональный читатель.
  • Писатель – тот, кто умеет читать чужие тексты, как жизнь.
  • Учитесь читать сквозь текст.
  • Профессиональное чтение – это через текст видеть, как движется мысль писателя. Ты видишь уровень мастерства, видишь швы и как всё сшито.
  • Глубокое чтение – это прочитать текст и попытаться понять автора, что он хотел сказать. А не пытаться привнести те смыслы, что есть внутри у меня.
  • Читать с точки зрения автора – это реставрировать авторскую задумку.

Советы, как писать

  • Решающим является выбор нарратора, рассказчика.

Тот, кто рассказывает задаёт тон.

  • Целостность складывается из удачно отобранных точек сборки.

Мастерство – это выбрать правильные точки, на которых базируется произведение.

zabuzhko-picture

 

Текст подготовил я, Владимир Багненко 🙂

Владимир БагненкоКоротко обо мне: Автор двух блогов (о текстах и Слова Ободрения), руководитель студии текстов “Слово”. Пишу с 1999 года, Зарабатываю исключительно текстами с 2013-го года. Давайте дружить в соцсетях: Вконтакте, Facebook, Twitter, Instagram

21. октября 2016 by Admin
Categories: Блог, Личности, Маленькие радости Киева | Оставить комментарий