5533

Навык 4. Ритм текста

Ваши тексты могут читаться на одном дыхании. Только представьте. Каждый текст, который вы напишете будет проглатываться, как бутерброд в голодный год. И это реально. Но для этого вам нужно научиться одному очень важному навыку — ритму текста. Сегодня у нас в меню Лев Толстой, Эрнест Хэмингуэй и О’Генри.

Что такое ритм текста?

Ритм текста — это темп статьи, в которой автор использует запятые, точки для пауз, как дирижер в оркестре. Автор сам решает сколько должно быть пауз в каждом абзаце.

Тот, кто в совершенстве овладеет этим искусством, сможет писать тексты, от которых невозможно оторваться. Разве что только ради следующего.

 

Ритм текста

Автор, словно барабанщик, должен умело использовать ритм. И кстати, именно от ритма зависит восприятие текста

Что дает правильный ритм текста?

Есть три серьезные причины, чтобы замедлить ритм текста

  1. Объяснить сложное
  2. Создать напряжение
  3. Сосредоточиться на переживаниях

Некоторые утверждают, что короткие предложения подгоняют читателя. На самом же деле они замедляют чтение, ведь каждая точка — это знак стоп.

Короткие предложения серьезно замедляют ритм текста.

Длинные предложения делают текст размеренным, но по нему скользишь, и постепенно начинаешь все быстрее и быстрее читать. Но стоп. Неожиданно снова появляется короткое предложение и оно создает напряжение, сосредотачивает на переживаниях или объясняет сложные термины.

Короткие предложения, длинные предложения

Ритм, который легко воспринимается, заключается в грамотном чередовании разных предложений:

  • коротких
  • средних
  • длинных

Кажется, все просто. Но чтобы овладеть этим навыком — нужно время и постоянная практика.

Существует даже негласное правило, как создать ритмичный текст: два длинных предложения, одно короткое, одно очень короткое.

Примеры ритма в тексте. Развитие навыков письма.

Как всегда — рассмотрим на примерах.

короткие предложения. Отлично прослеживаются в рассказах О'Генри

О’Генри — мастер короткого рассказа. И мастер хорошего ритма в текстах.

Первый пример. Текст О’Генри «Дары волхвов»

Один доллар восемьдесят семь центов. Это было все. Из них шестьдесят центов монетками по одному центу. За каждую из этих монеток пришлось торговаться с бакалейщиком, зеленщиком, мясником так, что даже уши горели от безмолвного неодобрения, которое вызывала подобная бережливость. Делла пересчитала три раза. Один доллар восемьдесят семь центов. А завтра рождество.
Единственное, что тут можно было сделать, это хлопнуться на старенькую кушетку и зареветь. Именно так Делла и поступила. Откуда напрашивается философский вывод, что жизнь состоит из слез, вздохов и улыбок, причем вздохи преобладают.

Посмотрите как просто. Короткое предложение. Очень короткое («это было всё»). Снова короткое. И после этого длинное, которое звучит, как проигрыш, переход, бридж. Потом среднее предложение, короткое и очень короткое. Такой текст не только читать, но и писать, наверное, наслаждение.

Пример второй. Совершенно другой.

Лев Толстой «Война и мир» Том 3. Глава 17

После  отъезда  государя  из  Москвы московская жизнь  потекла прежним, обычным порядком,  и течение этой  жизни было так  обычно,  что трудно  было вспомнить о бывших  днях патриотического восторга и увлечения, и трудно было верить, что действительно Россия в опасности  и что члены Английского  клуба суть вместе с тем и сыны отечества, готовые для него на всякую жертву. Одно, что  напоминало  о  бывшем  во  время  пребывания  государя в  Москве  общем восторженно-патриотическом настроении, было  требование пожертвований людьми и  деньгами,  которые,  как  скоро  они  были сделаны, облеклись в законную, официальную форму и казались неизбежны. 

 

длинное предложение

Лев Толстой имеет совершенно другой ритм. Он любит длинные предложения

С приближением неприятеля  к  Москве взгляд москвичей на свое положение не только не  делался  серьезнее, но, напротив,  еще легкомысленнее, как это всегда бывает с людьми, которые видят приближающуюся большую  опасность. При приближении опасности  всегда  два  голоса одинаково  сильно  говорят в душе человека:  один весьма разумно говорит  о  том, чтобы человек  обдумал самое свойство опасности  и средства  для  избавления от нее; другой  еще разумнее говорит,  что слишком  тяжело  и мучительно думать об  опасности,  тогда как предвидеть все  и спастись  от  общего хода дела  не во  власти человека,  и потому лучше отвернуться от  тяжелого, до  тех пор пока  оно не наступило, и думать  о  приятном. В одиночестве человек  большею частью  отдается первому голосу,  в  обществе,  напротив, —  второму.  Так было и теперь с  жителями Москвы. Давно так не веселились в Москве, как этот год.

Лев Николаевич — это мастер совсем другого стиля. Коротких предложений у него почти нет. Только в самом конце второго абзаца («Так было и теперь с жителями Москвы»). Но посмотрите как плавно звучит этот текст, словно вальс Шопена он заполняет собой все пустоты. Прочтите его вслух, получите удовольствие.

Пример третий.

Эрнест Хэмингуэй «Старик и море» (2 отрывка из книги, уж больно хороши оба)

развитие навыков письма. Эрнест Хэмингуэй

Эрнест Хэмингуэй за работой.

Отрывок первый (это зачин)

Старик рыбачил один на своей лодке в Гольфстриме. Вот уже восемьдесят четыре дня он ходил в море и не поймал ни одной рыбы. Первые сорок дней с ним был мальчик. Но день за днем не приносил улова, и родители сказали мальчику, что старик теперь уже явно salao, то есть «самый что ни на есть невезучий», и велели ходить в море на другой лодке, которая действительно привезла три хорошие рыбы в первую же неделю. Мальчику тяжело было смотреть, как старик каждый день возвращается ни с чем, и он выходил на берег, чтобы помочь ему отнести домой снасти или багор, гарпун и обернутый вокруг мачты парус. Парус был весь в заплатах из мешковины и, свернутый, напоминал знамя наголову разбитого полка.

Старик был худ и изможден, затылок его прорезали глубокие морщины, а щеки были покрыты коричневыми пятнами неопасного кожного рака, который вызывают солнечные лучи, отраженные гладью тропического моря. Пятна спускались по щекам до самой шеи, на руках виднелись глубокие шрамы, прорезанные бечевой, когда он вытаскивал крупную рыбу. Однако свежих шрамов не было. Они были стары, как трещины в давно уже безводной пустыне. Все у него было старое, кроме глаз, а глаза были цветом похожи на море, веселые глаза человека, который не сдается.

Хэмингуэй всегда любил короткие предложения. Он никогда не льет воду. Но при этом не злоупотребляет короткими предложениями. Посмотрите. Начинает автор тремя довольно короткими предложениями. Потом идут подряд 5 длинных предложений, которые раскрывают характер мальчика и старика. И затем снова, как выстрел из двустволки — два коротких предложения.

Второй отрывок из книги «Старик и море»:

Мальчик ушел. Они ели, не зажигая света, и теперь старик, сняв штаны, лег спать в темноте. Он скатал их, чтобы положить себе под голову вместо подушки, а в сверток сунул еще и газету. Завернувшись в одеяло, он улегся на старые газеты, которыми были прикрыты голые пружины кровати. Уснул он быстро, и ему снилась Африка его юности, длинные золотистые ее берега и белые отмели — такие белые, что глазам больно, — высокие утесы и громадные бурые горы. Каждую ночь он теперь вновь приставал к этим берегам, слышал во сне, как ревет прибой, и видел, как несет на сушу лодки туземцев. Во сне он снова вдыхал запах смолы и пакли, который шел от палубы, вдыхал запах Африки, принесенный с берега утренним ветром. Обычно, когда его настигал этот запах, он просыпался и, одевшись, отправлялся будить мальчика. Но сегодня запах берега настиг его очень рано, он понял, что слышит его во сне, и продолжал спать, чтобы увидеть белые верхушки утесов, встающие из моря, гавани и бухты Канарских островов. Ему теперь уже больше не снились ни бури, ни женщины, ни великие события, ни огромные рыбы, ни драки, ни состязания в силе, ни жена. Ему снились только далекие страны и львята, выходящие на берег. Словно котята, они резвились в сумеречной мгле, и он любил их так же, как любил мальчика. Но мальчик ему никогда не снился.

Старик вдруг проснулся, взглянул через отворенную дверь на луну, развернул свои штаны и надел их. Выйдя из хижины, он помочился и пошел вверх по дороге будить мальчика. Его познабливало от утренней свежести. Но он знал, что озноб пройдет, а скоро он сядет на весла и совсем согреется. Дверь дома, где жил мальчик, была открыта, и старик вошел, неслышно ступая босыми ногами. Мальчик спал на койке в первой комнате, и старик мог разглядеть его при ущербном свете луны. Он легонько ухватил его за ногу и держал до тех пор, пока мальчик не проснулся и, перевернувшись на спину, не поглядел на него. Старик кивнул ему; мальчик взял штаны со стула подле кровати и, сидя, натянул их.

А здесь совсем интересно. Хэмингуэй начинает абзац коротким предложением и заканчивает. Внутри же только длинные, интересные предложения, которые словно воссоздают шум прибоя, запахи далекой Африки и моря.

Заметьте, что каждый автор использует стиль по-своему. Нет правила, которому бы следовали все. Но при этом каждый автор чувствует ритм текста, и вплетает его очень органично в свой собственный стиль.

 Будьте осторожны. Не переиграйте с ритмом

При этом важно быть очень внимательным, чтобы не переборщить. Большое количество коротких предложений создает напряжение и сложность восприятия для читателя.

Гари Провост написал великолепную иллюстрацию того, что происходит, когда автор неумело и когда умело экспериментирует с ритмом текста и длиной предложений:

 «В этом предложении пять слов. А вот еще пять слов. Предложения из пяти слов хорошие. Но несколько подряд становятся монотонными. Смотрите, что с ними происходит. Такое письмо становится скучным. Его звук становится ровно однообразным. Это звучит, как заевшая пластинка. Ухо требует от вас разнообразия.

Теперь послушайте. Я изменяю длину предложения, и я создаю музыку. Музыка. Письмо поет. У него приятный ритм, мелодика, гармония. Я использую короткие фразы. И я использую фразы средней длины.

А иногда, когда я уверен, что читатель отдохнул, я увлеку его фразой подлиннее, фразой, полной энергии, фразой-крещендо, с барабанной дробью, с ударами тарелок, со звуками, которые говорят: послушай, это что-то важное».

Несколько рекомендаций. Как написать ритмичный текст:

  1. Используйте повторение слов в предложениях. Повторение слов в предложениях создает единую нить смысла в предложениях и читателю кажется, что он ухватил ее и понимает текст лучше.
  2. Используйте повторяющиеся конструкции состоящие из нескольких абзацев. Вариаций может быть множество. Например, один большой абзац, один средний абзац и один короткий. Затем снова.
  3. Используйте простые предложения, простые предложения с дополнениями, сложносочиненные предложения и сложноподчиненные предложения. В каждом из этих видов предложений текст будет иметь свой ритм. Самый энергичный текст — состоящий из простых предложений. Самый медленный — из длинных, сложноподчиненных предложений
  4. Читайте вслух свой текст. Если вам читать легко, словно песня, значит ритм удачен. У вас даже может сложиться впечатление, что слова сами собой превращаются в звуки. Это наиболее удачный показатель того, что текст получился с хорошим ритмом.

 

Так что же такое ритм текста после всего изученного?

Хороший текст — это музыка. Пишите, создавая свою мелодию. Чередуйте быстрый темп, и плавные переходы, чувствуйте текст. И если вы будете достаточно честны с самим собой — вы создадите свою, неповторимую, мелодию. Она не будет похожа ни на О’Генри, ни на Толстого, ни на Хэмингуэя.

Это будет ваша мелодия, ваш ритм, ваша музыка. И она будет звучать.

Вдохновения вам.

 

Ритм текста

Получайте удовольствие от вашего текста.

«У вас должен быть этот своеобразный восторг от ритма» — говорит Валерий Панюшкин, известный журналист. 

P.S. Нашел отличное видео, где Валерий Панюшкин рассказывает коротко и очень доходчиво о ритме текста.

Текст подготовил Владимир Багненко

Другие навыки письма:

 

25. ноября 2014 by Admin
Categories: Блог, Навыки письма | Оставить комментарий

Минутку...

Получайте материалы, которые сделают ваши тексты сильнее.

Если вы хотите получать свежие и бесплатные материалы о текстах, маркетинге и копирайтинге оставьте свой электронный адрес. P.S. Я ценю вашу конфиденциальность и никому вашу почту не передам.
Loading...
Присоединяйся к сотням подписчиков. Получай полезные статьи на почту
Никакого спама