305

Навык 13. Как использовать фигуры речи (тропы) в текстах: метафору, метанимию, синекдоху, сравнение, олицетворение, литоту, гиперболу. (Часть 1)

Привет.

Этот текст я задумывал давно. Хочу, чтобы как можно больше людей использовали фигуры речи в своих текстах.

Мы научены тысячами льющихся слов из экранов телевизора, на первых полосах газет — но всё это шаблоны, избитые и привычные, над которыми мы уже не задумываемся. И потому привычный текст — это мертвые куски вырванных с мясом стереотипов, которые мы пытаемся соединить.
Чтобы писать более интересно — нужно научиться использовать тропы.

Я продолжаю писать о том, как выработать свой стиль.
Этот навык больше подойдет для создания публицистических текстов, для экспертных статей.
Продающие тексты — редко, потому что вы не сможете сказать метафорически «после этого тренинга вы будете петь как соловей или «запоете соловьем». Не всякая целевая аудитория положительно воспримет такой оборот.

Но если вы работаете со словом, то вам обязательно нужно знать все фигуры речи и максимально четко их использовать

Иногда бывает пишешь — и ощущение торжества и совершенства внутри. Словно ты в подобном месте, как фото ниже или выше. Чаще всего это происходит, когда ты подобрал удачные слова и фигуры речи. Вот о них и хочу поговорить сегодня.

Что такое тропы и фигуры речи?

Троп, если коротко — это украшение текста.
На сегодня есть 3 основных тропа, а все остальные производные: метафора, метонимия и синекдоха.
Метафора — перенесение смысла с одного предмета на другой.
Метонимия — метонимия основана на замене слов «по смежности» (часть вместо целого или наоборот, представитель класса вместо всего класса или наоборот, вместилище вместо содержимого или наоборот и т. п.)
Синекдоха — троп, стилистический приём, состоящий в том, что название общего переносится на частное («Вся школа высыпала на улицу»; «Россия проиграла Уэльсу: 0-3»)

 

Тем не менее, чаще всего мы используем метафору и ее производные:
— сравнение
— гиперболу
— литоту
— олицетворение

Миллионы людей пишут сегодня, но как же плохо мы используем богатство языка.

Если коротко, что дает использование разных фигур речи:

1. Ваш текст легко и интересно читать

2. Ваши мысли насыщенны, как пища, богатая минералами и витаминами.

3. Ясность понимания. Ваши тексты читатель легко понимает и они запоминаются.

А теперь конкретно по каждому тропу. Поехали:

Что такое метафора и как её использовать?

Метафора буквально переводится как «перенесение».  (от др.-греч. μεταφορά — «перенос», «переносное значение»)

Благодаря метафоре текст становится живым и сочным.

Метафора — это сравнение по характеристике.
Например, по цвету (Луна — сыр в небе), по качеству вкуса, по схожести чувств
Белеет парус одинокий. (парус одинокий и человек один — тоже одинок)

Применение метафоры в копирайтинге

К примеру мы будем продавать курс для HR директоров
«Хотите иметь вагон свободного времени, чтобы развивать себя и свой бизнес. Тогда…». В этом примере «Вагон свободного времени» — это метафора.

Вот еще примеры:

  • Верный помощник, добрый пес
  • Хоровод клиентов
  • Рой музыкантов

Но в отличие от художественных текстов, в бизнес текстах такие варианты будут работать хуже, так как здесь не ценится красота слога. И это скорее похоже на насмешку.

Сравнение

Эта фигура речи чаще других используется именно в копирайтинге.

Сравне́ние — троп, в котором происходит уподобление одного предмета или явления другому по какому-либо общему для них признаку. Цель сравнения — выявить в объекте сравнения новые, важные, преимущественные для субъекта высказывания свойства.

С помощью сравнения в литературе автор раскрывает образ героя более ярко и полно. Читаем у классика русской литературы А.С. Пушкина:

Безумных лет угасшее веселье

Мне тяжело, как смутное похмелье.

Но, как вино, печаль минувших дней

В моей душе чем старше, тем сильней.

Сравнения широко  применяются в описании природы:

Внизу, как зеркало стальное,

Синеют озера струи,

И с камней, блещущих на зное,

В родную глубь спешат струи. (Ф. Тютчев)

Метонимия

Метонимия — литературный троп, основанный на сопредельных, смежных, близких, легко понимаемых связях предметов и явлений.

Весь город спал (город замещает жителей)
Это был счастливый день (день замещает чувства во время суток)
Мы поехали туда на извозчике (извозчик замещает транспортное ср-во)

Синекдоха

Синекдоха — это художественный троп, который создается переносом наименования предмета с его части на целое и наоборот.

Все флаги в гости будут к нам. (А.С. Пушкин)
В данном контексте под флагами (часть) подразумеваются страны (целое), которые будут устанавливать связи с Россией.
Читаем у Н.В. Гоголя в романе Мёртвые души:
«— Эй, борода!  А как проехать отсюда к Плюшкину?»
Писатель назвал мужика бородой по одному характерному признаку в его внешности. И перед читателем возник зримый образ этого человека с густой бородой.  Это и есть художественный троп — синекдоха.

В сказке Шарля Перро маленькая девочка названа Красной Шапочкой из-за одного, выделяющегося в ее наряде головного убора — красной шапочки, которую ей подарила мама на день рождения.

  • Прежняя рыжая голова с бакенбардами снова показалась из-за двери, поглядела и вошла в контору вместе со своим довольно некрасивым туловищем. (И.С. Тургенев)
  • Только стесанный затылок, шумно вздохнув, прошептал. (А.М. Горький)
    Синекдоха может возникнуть, когда употребляется единственное число существительного в качестве множественного.
  • И слышно было до рассвета, как ликовал француз. (М.Ю. Лермонтов)
  • Швед, русский колет, рубит, режет. (А.С. Пушкин)

Гипербола

Гипербола — это преувеличение (например: море слез, быстрый, как молния, мы не виделись уже сто лет, я уже сотый раз говорю, и т. д. )
реки крови, вечно опаздываете,  горы трупов, сто лет не виделись, напугать до смерти,  сто раз говорила, миллион извинений, море поспевшей пшеницы, целую вечность жду, весь день простояла, хоть залейся, дом за тысячу километров, постоянно опаздывает.

И сосна до звезд достаёт. (О. Мандельштам)
Во сне дворник сделался тяжелым, как комод. (И.Ильф и Е. Петров)
Быть может, качеств ваших тьму, любуясь ими, вы придали ему; не грешен он ни в чём, вы во сто раз грешнее. (А.С. Грибоедов)
Редкая птица долетит до середины Днепра. (Н.В. Гоголь)
Порядочный человек от вас за тридевять земель убежать готов. (Ф.Достоевский)
Миллион терзаний (А.С. Грибоедов «Горе от ума»).

Литота

Литота — это обратное от гиперболы. Это преуменьшение.

В художественных произведениях часто встречается литота. Примеры из литературы весьма разнообразны. Гоголь – один из любителей этого стилистического приёма. В основном, литота используется автором в ироническом контексте. Так, в повести «Невский проспект» писатель использует литоту следующим образом:
«…талии, никак не толще бутылочной шейки…»
Литота в литературе – это художественный приём, который используется и в стихах, и в художественных произведениях самых разных авторов. Она применяется и для детального описания характера героя, и для ироничного отношения к ситуации, и для красоты выражения чувств.

Например, литота встречается в стихах Маяковского:
«Откуда большая у тела такого:
должно быть, маленький,
смирный любёночек.»

Встречается литота и в стихах Пушкина:
«Не дорого ценю я громкие права,
От коих не одна кружится голова.»

В знаменитом «Евгении Онегине» без этого стилистического приёма тоже не обошлось:
«Вот бегает дворовый мальчик,
В салазки жучку посадив,
Себя в коня преобразив.
Шалун уж заморозил пальчик.
Ему и больно и смешно….»

Олицетворение

Олицетворение — это перенесение свойств человека на неодушевлённые предметы и отвлеченные понятия.
лес проснулся (сравните: ребенок проснулся),
камыш шепчет (девушка шепчет),
темнота подкралась (разведчик подкрался).

 

Метод, как работать с фигурами речи

Самое важное — это придумать 10 вариантов.

Возьмите лист бумаги и напишите необходимый текст, а потом начните придумывать минимум 10 фигур речи.

 

Задание. Поработайте с выражением «Белый как…»

Только не пишите «Белый, как снег». Обещаю, к 10-му варианту у вас появятся свежие идеи.

 

Используйте фигуры речи и обогащайте ваши тексты

Знание основных тропов помогает, скорее, разобраться лучше в том, как мыслить, чтобы обогатить текст. Именно направление мысли часто нужно, а не сами идеи. Каждый, я уверен, может писать интересно, для этого нужна только сосредоточенная работа над вашим текстом.

Интересных вам текстов.

 

 

 

Автор текста Владимир Багненко

Владимир Багненко

Коротко обо мне: Предприниматель, интернет-маркетолог, коммерческий писатель, христианин. Автор двух блогов (о текстах и Слова Ободрения), руководитель студии текстов “Слово”. Осознанно пишу с 2001 года, в газетной журналистике с 2007, зарабатываю исключительно текстами с 2013-го года. Люблю писать и делиться тем, что помогает мне на тренингах. С 2017 года стал отцом.
Заказать тренинг или тексты вы можете по почте v@bagnenko.name или написав в личку в удобной вам соцсети.

Если вам есть чем поделиться или вы хотите написать мне — я тут: Вконтакте, Facebook, Twitter, Instagram, YouTube.

 

P.S. Ура. Наконец-то с сентября 2017 года я завел свой уютный канал в Телеграм. Называется, угадайте? Да, конечно, вы угадали:»Авторский стиль». Делюсь опытом, рассказываю о том, как выработать свой авторский стиль. Верю, что его нужно лишь откопать за горами стереотипов и сомнений в себе. Тут много того, чего не даю больше нигде. https://t.me/bagnenkotext

 

Другие навыки письма:
  1. Навык 1. Сильные глаголы — залог сильного текста
  2. Навык 2. Правильный порядок слов в предложении
  3. Навык 3. Правило территории слова
  4. Навык 4. Ритм текста
  5. Навык 5. Перечисление в тексте
  6. Навык 6. Внутренний голос автора
  7. Навык 7. План написания книги и как его правильно создать. Метод снежинки.
  8. Навык 8. Внутренний резервуар слов.
  9. Навык 9. Деталь, раскрывающая героя и его черты характера.
  10. Навык 10. Честность в тексте.
  11. Навык 11. Редактирование текста: вводные слова, однородные члены предложения, оценочная лексика.
  12. Навык 12. Подбирайте сильные примеры. Любой текст будет сильнее: деловой, художественный, публицистический, разговорный, научный.
  13. Навык 13. Используйте фигуры речи (тропы) в текстах: метафору, метанимию, синекдоху, сравнение, олицетворение, литоту, гиперболу. (Часть 1)

30. сентября 2017 by Admin
Categories: Автору, писателю, Блог, Навыки письма | Оставить комментарий

Минутку...

Получайте материалы, которые сделают ваши тексты сильнее.

Если вы хотите получать свежие и бесплатные материалы о текстах, маркетинге и копирайтинге оставьте свой электронный адрес. P.S. Я ценю вашу конфиденциальность и никому вашу почту не передам.
Loading...
Присоединяйся к сотням подписчиков. Получай полезные статьи на почту
Никакого спама